«В развитии важна гармоничность»

Как когнитивные технологии помогают людям жить в современном мире
Что такое когнитивные технологии
Это особые методики, которые воздействуют на разные отделы мозга — стимулируют память, внимание, пространственную ориентацию, речь, умение слушать и слышать и т. д. Занятия на специальном оборудовании ускоряют созревание отделов головного мозга, делают их работу скоординированной и правильной.
Кому нужны занятия
по когнитивным методикам
Детям с когнитивными нарушениями, особенно расстройствами аутического спектра
Занятия помогают снизить выраженность симптомов, социализироваться.
Дошкольникам и школьникам
Занятия развивают познавательный интерес, многозадачность, повышают внимательность, усидчивость.
Взрослым
Показаны занятия как людям с нарушениями мозговой деятельности (начинающаяся деменция, инсульты), так и взрослым без таких диагнозов. Первой категории занятия помогают вернуть утраченные навыки, второй — профилактировать возрастные когнитивные изменения, а также снять стресс, наладить координацию мозга и тела.
Какие когнитивные технологии есть в Екатеринбурге
Чтобы понять, как, когда и кому показаны занятия по когнитивным методикам, а также что нужно делать родителям, чтобы развитие ребенка было гармоничным — DK.RU отправился на экскурсию в Центр когнитивных технологий клиники «УГМК-Здоровье». Гидом выступила Елена Шаронова, врач-невролог высшей категории, руководитель Центра.
«Помните наше детство? Мы лазали по деревьям, прыгали по гаражам, жевали гудрон — и так познавали мир. У современных детей вместо этого гиперопека и гаджеты. Гармоничного развития не получается»
Елена Шаронова
врач-невролог высшей категории, руководитель Центра когнитивных технологий
Современные дети стали другими — об этом говорят не только бабушки с дедушками, но и ученые разных стран. Доступность информации снижает важность такой функции мозга, как память: нет необходимости запоминать материал, если его можно найти по клику. Многие малыши сегодня не стремятся начать читать, но при этом с одного взгляда понимают, как и что надо делать с новым гаджетом, чтобы он заработал.
Еще одна примета нового времени — появилось много детей с такими нарушениями в развитии, которые не вылечишь таблетками. Это и нарушения, связанные с коммуникацией, и неправильная обработка сенсорной информации, гипер- и гипоактивность, расстройства аутического спектра (РАС).
С каждым годом число детей с РАС увеличивается в мире на 13%. С чем это связано, до сих пор неясно, но зато появились методики, способные помочь таким детям адаптироваться к нормальной жизни.
Еще в начале нулевых я стала искать методики, которые могли бы помочь детям с когнитивными нарушениями, изучала зарубежный опыт. Постепенно и сама нарабатывала знания в этой сфере. В итоге в 2014 году мы запустили в работу две таких методики, в 2018-м расширили их спектр, открыли Центр когнитивных технологий.
Елена Шаронова
С апреля 2021 года Центр когнитивных технологий работает в новом большом помещении в «Макаровском квартале». Здесь собрано более 20 разных технологий, направленных на исправление поведенческих нарушений.
Биоакустическая коррекция и аудиопсихофоностимуляция Альфреда Томатиса, в простонародье томатис-терапия — две методики, с которых начинался Центр. Томатис-терапия развивает слуховое восприятие. Есть формы нарушенного развития, при которых ребенок не воспринимает обращенную к нему речь. Чаще всего это происходит из-за неправильной работы проводящей системы от уха до ствола мозга и от ствола до коры.

У человека без нарушений звуковые частоты, которые по сути и есть речь, формируют определенную карту памяти в структурах коры головного мозга. Чем более глубоки «дорожки» от частот на карте памяти, тем быстрее человек понимает слова. Дети с нарушениями слухового восприятия вместо слов слышат шум, но вычленить в этом шуме слово и соотнести его с предметом речи ребенок не в состоянии. Томатис-терапия это исправляет.
 Елена Шаронова
Биоакустическую коррекцию часто называют музыкой мозга. Посетителю надевают на голову электроэнцефалографические электроды, с которых снимается четырехканальная ЭЭГ. В это время человек может делать что угодно — читать, играть, просто спать. Затем специальная программа переводит эти параметры в звук: например, альфа-ритм переводится в ноту до, бета-ритм — в ноту соль и т. д. И так все четыре канала.

Получается некая музыка, которую включают пациенту, и он воспринимает ее через уши. Звук чем-то похож на органный. Вначале он может быть неприятным, потом становится гармоничным и действует максимально расслабляюще.
Эта методика актуальна и для детей, и для взрослых. Она хорошо подходит для лечения тревожности, психосоматических проблем, снимает внутреннее напряжение. Ее можно использовать, когда скачет артериальное давление, есть нарушение вестибулярного характера — например, тошнит в машине. А еще — когда очень много работы и до отпуска далеко.

 Елена Шаронова
Тренажер «Фитлайт» показан как раз для детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Тренировки на нем проходят в формате игры: на штангах расположены светодиодные светильники, загорающиеся разным цветом. Во время занятия перед маленьким посетителем ставится определенная задача: тушить только зеленые лампы, игнорируя другие цвета, или правой рукой тушить лампы слева и наоборот.

Выполняя задание, ребенок тренирует внимательность, координацию, межполушарные связи. К слову, за рубежом эту технологию используют в своих тренировках профессиональные спортсмены, которым нужно улучшить результаты, повысить координацию, точность движений и скорость реакции.
Мозжечковая стимуляция — методика, рассчитанная на пациентов любого возраста, в том числе старшеклассников и взрослых. Стоя на специальной доске (подобной босу в фитнес-зале), пациент должен, соблюдая равновесие, выполнять различные задания: отбивать мячики, жонглировать с инструкторами тряпичными мешочками, сбивать предметы. «Физкультурные» задачи могут сопровождаться умственными: решить несложный пример и выбить мячом правильный ответ.

Поскольку мозжечок — диспетчер мозга, который связан со всеми его частями и перерабатывает всю информацию от органов чувств, тренировки приводят к улучшению восприятия устной и письменной речи, навыков чтения, математических способностей. Также после занятий на тренажере улучшается память, тренируется вестибулярный аппарат, развивается многозадачность.
Комната сенсорной интеграции необходима для работы с нарушенной сенсорикой. По словам специалистов, это сильная методика, потому что она воздействует на все профили развития. Первоначально проводится тестирование, во время которого оценивают ситуацию ребенка, начиная с года, определяя, где есть какая-то нестыковка. В зависимости от нарушения подбирается программа.

Всё, что качается, — это тренировка вестибулярного аппарата. Всё, где надо пролезть, — развивает проприоцептивные ощущения: это сигналы мозгу от мышц и связок. Есть пятислойный гамак, в котором ребенок переползает от слоя к слою и тем самым как бы проходит путь рождения. Это очень важный инструмент для детей, которые рождались при помощи кесарева сечения. У них не была включена система проприоцептивных ощущений — тех, что передаются в мозг от мышц и связок. Гамак помогает это сделать.
Нарушения сенсорики могут проявляться по-разному. Довольно типичный случай: ребенок ест только определенную пищу. У меня была недавно такая четырёхлетняя пациентка: она ест только лапшу, картошку, самолепные пельмени, пьет только воду. На завтрак, обед, ужин семь дней в неделю круглый год — одно и то же. Все остальное просто невозможно засунуть в рот. Кому знакома ситуация, тот поймет, как это сложно. Если дома можно обеспечить такой рацион, то в детском саду уже будут трудности. Многие считают это капризами. Но в большинстве случаев речь идет о дисфункции сенсорной интеграции — у ребенка просто гиперчувствительность ротовой полости.

 Елена Шаронова
Музыко- и арт-терапия — методики, которые подходят и детям, и взрослым. Музыкотерапия хорошо подходит для детей с задержкой речевого развития. Музыку ребенок начинает воспринимать раньше, чем речь. Через ритмо-музыкальный рисунок идет формирование связей, которые затем помогают легче развивать речевые навыки. 

В этом же кабинете есть вокалотерапия, занятия ведет психотерапевт. Эта методика хорошо подходит взрослым, и в особенности подросткам — она позволяет выплеснуть энергию, снять стресс, заявить о себе миру. Здесь же проходят занятия арт-терапией — рисованием и ткачеством. И то, и другое развивают мелкую моторику и снижают нервозность.
Нейрогимнастика по Бернштейну — оптимальный вариант занятий для школьников, которым сложно дается обучение, и детей, испытывающих коммуникативные трудности. Ребятам они нравятся, потому что основаны на естественной потребности двигаться. Дети здесь лазают, раскачиваются, прыгают, а инструктор включается в эту игру, давая задания, которые способствуют развитию необходимых функций мозга. В итоге ребенок воспринимает эти задания как часть своей игры.

В процессе занятия нейрогимнастикой у ребенка формируются новые нейронные связи, он начинает четче осознавать свое тело, улучшается координация движений — а это, в свою очередь, улучшает когнитивные функции мозга.
Тренажер «Метроном» нацелен на развитие многозадачности и способности к прогнозированию. В наушниках звучит ритм, ты должен в нужный момент хлопнуть в ладоши или нажать ногой на коврик. Или попеременно: то в ладоши, то ногой. Ритм одинаковый, поэтому можно предугадать, когда надо совершить движение. По описанию все просто. На деле — не ошибиться очень и очень сложно, требуется большая концентрация внимания. Эта методика подходит как детям, так и взрослым, в том числе — для профилактики и исправления возрастных изменений. 

У нас была пациентка с начинающейся деменцией. Она стала путаться в простых бытовых вещах, забывала последовательность действий, не могла сама правильно одеться. После занятий на «Метрономе» симптоматика заметно изменилась в лучшую сторону, вернулась память.
Елена Шаронова
Тренажер Timoccо понравится детям, интересующимся видеоиграми: ребенок здесь играет с мультипликационным персонажем, выполняя его просьбы, например, добраться до сокровищ. Для этого ребенку надо «подняться по стене» — для этого он двигает своими руками, а веб-камера с высокой точностью отслеживает движения тела и отображает на экране. 

Такие занятия способствуют повышению концентрации внимания, формируя длительную вовлеченность в работу. В итоге ребенок начинает лучше усваивать информацию на уроках в школе. Также развиваются точность движений, абстрактное мышление, межполушарное взаимодействие.
Среди других методик, заслуживающих особого внимания, — комплекс Колибри. Камера на экране считывает малейшие движения глаз, и дети выполняют задания на экране, управляя объектами с помощью взгляда. Занятия на комплексе помогают школьникам, которые имеют трудности в учебе: не могут читать, пропускают буквы, перескакивают со строчки на строчку.
Аппаратные методики — Vocastim и Нейропорт — подходят как для детей — для улучшения речевых навыков, так и для взрослых, в том числе после инсульта. Обе основаны на стимуляции ротовой полости токами слабой силы. Vocastim стимулирует гортань и голосовые связки — в итоге человек начинает лучше управлять речевым аппаратом. В Нейропорте токи подаются на язык, за счет этого происходит стимуляция ствола мозга, создаются новые паттерны поведения — скажем, человек после инсульта учится заново писать или ходить. Эта же методика подходит для лечения детей с моторной неловкостью, с неуклюжестью.
Как строится работа центра
1
Каждый пациент проходит диагностику разными методами — в зависимости от анамнеза.
2
Специалисты Центра составляют индивидуальную программу, делая акцент на решении именно тех задач, с которыми обратился пациент.
3
Занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Групповые используются, например, при подготовке детей к школе.
Каких результатов можно добиться
После занятий в Центре улучшаются все когнитивные функции: внимательность, память, усидчивость, концентрация. Также улучшается владение собственным телом, координация. Развиваются речевые и коммуникативные навыки, пространственное и абстрактное мышление.
С одной стороны, это похоже на игру, только совсем непростую. С другой, мне показалось, что я прошел медосмотр мозга.
Даня Савин,
который вместе с корреспондентом DK.RU прошел все тренажеры Центра когнитивных технологий