Бизнес по-женски
«Ты — женщина, и этим ты права», — писал на исходе XIX века Валерий Брюсов. Сегодня, эти строчки звучали бы, наверное, по-другому: «Ты — женщина, и этим ты сильна». Действительно, быть женщиной сегодня — значит уметь совмещать, казалось бы, несовместимые вещи: семью и карьеру, командировки и отпуск, самореализацию и драгоценные минуты замедления. DK.RU совместно с OPORA WOMAN решили выяснить у деловых женщин Урала, что помогает им двигаться вперед, развивать свой бизнес и при этом оставаться все теми же любимыми хранительницами домашнего очага.

Ирина Богинская, собственник, инвестор и идейный вдохновитель «Гранд Клиник Екатеринбург».
«Гранд Клиник Екатеринбург» — это современный городской санаторий для топ-менеджеров, предпринимателей и их близких в центре Екатеринбурга, в котором собраны передовые технологии превентивной медицины. Уже три года команда квалифицированных врачей «Гранд Клиник Екатеринбург» помогает пациентам решать проблемы со здоровьем до их возникновения, сохранять ресурсное состояние и вести активный образ жизни. Идея создания «Гранд Клиник Екатеринбург» пришла к Ирине Богинской, когда героиня поняла: сохранять здоровье и поддерживать продуктивное состояние в городе практически невозможно. Ей захотелось это изменить и сделать так, чтобы каждый современный горожанин мог уделять время себе и своему здоровью не только в отпуске или в выходные, но и на неделе. Формат, который позволял воплотить мечты в реальность, Ирина нашла в Москве. И убедила его идеологов запустить франшизу, но не обычную, а партнерскую, в которой франчайзи имеет полную свободу действий. Сегодня городской санаторий ежегодно посещает более 1000 человек.

Ирина Богинская
«За спиной успешного человека всегда есть тыл и опора: близкие, которые поддерживают и вдохновляют».
О женском и мужском стилях управления:
«Стиль управления не зависит от пола, а от типа управления. В целом, я не вижу разницы между мужским и женским управлением, но отличие все же есть. Девушки в силу своего восприятия мира уделяют больше внимания деталям и атмосфере. На мой взгляд, это очень классная особенность, которая усиливает женский бизнес».

Об управлении командой:
«Профессионалу нет разницы, кем управлять. Я руководила, к примеру, и мужчинами, которые были намного старше меня. Это никогда не было сложностью, ведь работать со здоровыми профессионалами – легко и приятно».

О кризисах:
«Мы с самого открытия столкнулись с нестандартной ситуацией под названием «пандемия». Она научила нас быть собранными и заставила быстрее пройти путь становления. Мы быстро перешли на этап оцифровки бизнеса и процессов, организовали свою корпоративную систему обучения и ввода новых сотрудников.

О делегировании бытовых функций:
«Без помощников современному руководителю очень сложно, и самое главное это экономически невыгодно. Бизнес учит оценивать свое время с экономической точки зрения. Сегодня я делегирую только уборку, все остальное делаю сама»


Марина Кайгородова
Марина Кайгородова, региональный директор фабрики мебели GaStone в Екатеринбурге.
Gastone – это региональный производственный бренд, основанный на семейных ценностях и концепции заботы о каждом клиенте. Компания была основана в 2012 г. сестрой Марины - Ириной и ее супругом Александром. Марина Кайгородова присоединилась к бизнесу в 2016 г., когда компании стало тесно в Кургане. Перед Мариной Кайгородовой стояла задача – вывести Gastone на рынок УрФО. В 2016 году был открыт первый салон в Екатеринбурге, а следом, в 2017 - второй салон. Сегодня фабрика мебели GaStone - это 4 шикарных мебельных салона, охватывающих весь рынок УРФО; это компания, которая производит кухни и корпусную мебель по индивидуальным заказам, в том числе – мебель в едином стиле для всего дома. Сильная сторона компании – умение «вписывать» красоту, созданную менеджерами-дизайнерами, в интерьеры с точностью до миллиметра. Фабрика специализируется на реализации нестандартных интерьерных решений – это важное преимущество бренда. За 10 лет работы в GaStone изготовили и установили более 3200 кухонь, 530 шкафов купе и 370 ванных комнат. Компания ежегодно участвует в благотворительных проектах: изготавливает и устанавливает кухни для ветеранов ВОВ, многодетных семей или социальных учреждений, где находятся дети с особенностями развития.
«Чем моложе руководитель, тем более он восприимчив к новой информации и открыт к новым знаниям, тем меньше он имеет блоков и ограничивающих убеждений, тем менее его взгляд зашорен».
О женском и мужском стилях управления:
«Отличия, конечно, есть. Женщина более гибкая, и в разных ситуациях может применять разные стили управления. Женщина смотрит глубже в людей, и может помочь раскрыть потенциал даже там, где сотрудник сам в себе этого не знал. Женщина зачастую опирается на чувства, эмоции, она прислушивается к себе, к своей интуиции и внутреннему голосу, иногда доверяя подсознанию больше, чем логике. Женщины умеют признавать ошибки, в отличии от мужчин, которые слишком боятся потерять статус в глазах собеседника, и продолжают отстаивать своё мнение, даже когда понимают, что не правы».

О кризисах:
«Сложные ситуации в бизнесе - это точки роста. И хорошо, что они есть. Ведь кризис - это естественный отбор, своеобразная чистка рынка, когда выживает сильнейший. Наша компания находится в постоянном процессе обучения и роста. И благодаря этому в кризисных ситуациях мы обходим крупные многоуровневые корпорации, которые когда-то давно заняли бОльшую долю рынка».

О делегировании:
«У меня есть помощники и ассистенты, которым я делегирую большинство рабочих процессов, благодаря чему я имею возможность высвободить время для стратегического планирования, для реализации новых идей, для обучения и внедрения полученных знаний».

Юлия Кокорина, собственник и руководитель дезинфекционной компании «Альфа». Профиль деятельности компании: дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования, обработка от клещей и нежелательной травянистой растительности. Сотрудники компании используют в работе широкий спектр отечественных и импортных препаратов, современное оборудование. На обслуживании «Альфы» находятся более 1000 юридических лиц в разных городах не только Свердловской области, но и других регионах России: Асбест, Березовский, Екатеринбург, Курган, Миасс, Нижневартовск, Нижний Тагил, Новый Уренгой, Ноябрьск, Омск, Белоярский, Ханты-Мансийск, Челябинск, Пермь, Уфа, Тюмень, Тобольск, Бузулук, Нижнекамск, Оренбург, Стерлитамак, Орск, Нефтекамск, Набережные Челны.

Юлия Кокорина
«Руководитель в организации должен осуществлять преимущественно стратегическое управление. Для операционной деятельности должен быть заместитель или помощник».
О женском и мужском стилях управления:
«По-моему, женский стиль управления – более мягкий, но не менее требовательный. Мужской – более жесткий, сухой. В любом случае, если ты управляешь коллективом, значит ты – уже лидер. А у лидера нет гендера».

Об управлении коллективом:
Не важно кем управлять мужчинами или женщинами, ГЛАВНОЕ правильно определить мотивацию каждого сотрудника и стимулировать его в соответствии с его мотивацией. Ставить понятные и выполнимые задачи. И корректно результатам оплачивать труд. И тогда успех гарантирован.

О поддержке:
«Говорят, что за спиной успешной женщины всегда стоит мужчина, который ее направляет, инвестирует в ее бизнес, помогает. Не всегда! Важно прежде всего иметь внутренний стержень, когда перед тобой стоит выбор и иметь поддержку близких людей. В такой роли может выступать не только супруг, отец, брат или учитель. Меня поддерживала мама, а затем коллектив. А в дальнейшем и муж сыграл очень важную роль. Да и сейчас все эти люди помогают мне и оказывают поддержку».


Анастасия Лебедева
Анастасия Лебедева, с 2012 г. является руководителем отдела развития Финансового Ателье GrottBjorn. В ее задачи входит собирать и развивать команду специалистов, искать новые каналы привлечения клиентов, выстраивать с ними долгосрочные отношения, реализовывать главную ценность компании – делать для других, как для себя. Под началом Анастасии Лебедевой началось активное развитие бренда GrottBjorn, появилось новое позиционирование компании, стали внедряться современные принципы работы, компания вышла на федеральный уровень и открыла восемь представительств в крупных городах РФ.
Ключевое направление деятельности компании – оказание услуг по доступу юридических лиц, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на валютный рынок Московской Биржи, где можно купить или продать иностранную валюту по чистому биржевому курсу без наценок банков.
Анастасия Лебедева стояла у истоков разработки и внедрения технологии «Анатомия страхования валютных рисков», которая позволила клиентам GrottBjorn получать прогнозируемый финансовый результат от своей основной деятельности, и перестать страдать от изменения курсов валют. Пять лет назад компания разработала новое направление – организация выпусков биржевых и коммерческих облигаций. Клиенты финансового ателье смогли привлекать от широкого круга инвесторов денежные средства без залогов и поручителей. Порядка семи млрд. руб. уже было привлечено в реальные бизнесы с открытого рынка. По итогам 2022 г., GrottBjorn получил самый высокий «индекс репутации» в своей категории, по версии информационно-аналитического портала RusBonds.
«Если женщина работает больше в удовольствие, то мужчина всегда нацелен на финансовый результат. Однако и тех, и других нужно вдохновлять личным примером».
Об управлении командой:
«Я руковожу несколькими командами в разных сферах бизнеса, но под моим личным управлением в финансовом Ателье GrottBjorn – порядка 30 человек. Мужчин и женщин – поровну, и ко всем нужен отдельный подход. Если женщина работает больше в удовольствие, то мужчина всегда нацелен на финансовый результат. Однако и тех, и других нужно вдохновлять личным примером».

О прививаемых ценностях:
«В своих сотрудниках я воспитываю умение спокойно относиться к неизбежности изменений, и находить в отсутствии стабильности возможности для роста. Я всегда обещаю своим сотрудникам только две вещи: первое – будет интересно, второе – нет ничего более постоянного, чем изменения».

Про распределение ролей:
«Я считаю важным выбирать роль главного помощника и вдохновителя, оставляя ведущую роль и лидерство своему мужчине».

Елена Медведева, руководитель отдела продаж агентства недвижимости «Новосёл.Исеть». В сферу недвижимости героиня пришла в 20 лет, ещё будучи студенткой экономического факультета УГТУ-УПИ. На выбор профессии повлияли внутренние качества: коммуникабельность, многозадачность, эмпатичность, нацеленность на результат и пример отца-строителя. Компания «Новосел.Исеть» занимает лидирующие позиции среди 40 офисов группы компаний «Новосёл» на протяжении последних пяти лет. Компания проводит профессиональные операции с недвижимостью:
  • покупка/продажа вторичного жилья;
  • покупка/продажа новостроек;
  • помощь в одобрении ипотеки;
  • покупка/продажа земельных участков;
  • покупка/продажа коммерческой недвижимости;
  • покупка/продажа загородной недвижимости.

Елена Медведева
«В сфере недвижимости гендерные стереотипы мало развиты, разве что на самой стройке объектов. Однако мой опыт показывает, что и брутальные строители в большинстве своем с удовольствием и даже особой гордостью делятся информацией с дамами».
О женском и мужском стилях управления:
«Женщина-руководитель старается больше доверять мнению сотрудников и создавать творческую атмосферу, мотивировать на достижение результата через выстраивание личных отношений и интуицию. Женщинам чаще удается «сгладить углы» и быстрее найти компромисс, в управлении они всегда стремятся учитывать интересы разных участников».

Об управлении командой:
«Я не вижу разницы в управлении мужчинами и женщинами. Мне легче работать с умными людьми, которые не боятся брать на себя ответственность, и умеют отстаивать интересы клиента. Моя задача, как руководителя, выявить основные мотиваторы, сильные стороны и организовать эффективную работу для достижения целей каждого сотрудника и организации в целом».

О кризисах:
«Для рынка недвижимости 2022 г. был турбулентным: период огромного спроса сменялся затишьем. Так, в марте прошлого года у нас были рекордные показатели по доходу компании за всё время существования, а уже в мае – самые низкие. Выстоять и укрепить позиции помогла высокая адаптивность: мы активно смещали фокус внимания агентов и клиентов с первичной на вторичную недвижимость и наоборот в зависимости от тенденций и мер поддержки. Крепкие партнерские отношения с застройщиками и банками позволили нам смотреть шире на ситуацию и быстрее реагировать на все изменения. Также в прошедшем году мы произвели кадровые изменения и усилили команду, что позволило нам добиться значительного роста».

Об источнике силы:
«Я заряжаюсь, когда занимаюсь спортом. Как говорится, в любой непонятной ситуации – приседай. Сон и расслабляющий массаж – мой обязательный субботний ритуал. А главный источник мотивации – время с сыном. Мы обожаем парки аттракционов, совместные походы в кино и прогулки с собакой».


Ирина Пуць
Ирина Пуць, основатель швейной фабрики KD, лауреат конкурса «Лучший предприниматель города Екатеринбурга 2021» в номинации «Женское предпринимательство», лауреат конкурса «Лучший Предприниматель года-2022» им.Столыпина П.А., в 2021 г. вошла в «Золотой Фонд регионов» - список 100 лучших предпринимателей малого и среднего бизнеса РФ, в 2020 г. награждена Почетной грамотой Губернатора Свердловской области за вклад в развитие швейной отрасли. Кроме того, Ирина Пуць стала организатором просветительских проектов для будущих мам «2в1 с Крошкин дом», «Экскурсии в роддом с Крошкин дом».
Швейная фабрика KD была основана в 1999 году. Компания начинала с продажи игрушек российских производителей, затем запустилось швейное производство – сначала небольшое на четыре швейные машины. Сейчас фабрика занимает несколько цехов в Екатеринбурге и Свердловской области. Продукция бренда KinDerLitto продается не только по всей России, но и в Казахстане, Белоруссии и Монголии.
«Здорово, когда твое окружение тоже вызывает восхищение и вдохновляет развиваться. Это я о своих подругах и женских сообществах наподобие женского клуба Опоры России».
Об управлении командой:
«Если у руководителя есть стержень, тогда он взаимодействует не с гендером другого человека, а с его личностью. Если стержня нет или он слабый, начинаются интерпретации. Женщина руководитель или избегает работать с мужчинами, или уподобляется их стилю общения или выбирает орудием своё женское начало».

О кризисах:
«В кризисные моменты я замираю и…слушаю. Дома рыдаю, не без этого. Правды положения от своих людей в компании никогда не скрываю, но и не драматизирую. Когда закрывается одна дверь, надо найти в себе силы оторвать от нее взгляд и увидеть, а какая сейчас вместо этой открылась».

О гендерных стереотипах:

«За спиной или рядом с успешным человеком, будь то женщина или мужчина, всегда кто-то стоит. Нет героев одиночек. Фронтмен – да. Одиночек нет».

О вдохновении и мотивации:
«Стресс и выгорание возникают от того, что ты засорился, стал узким; в тебе не проскакивает поток, а любая щепка застревает. Вот над этим и работаю. В последние 2 года справляюсь благодаря Терапии Души нашего земляка Евгения Теребенина».

Ольга Синицына, основатель и руководитель «Логопедического центра Ольги Синицыной «Говорить интересно». Более 20 лет Ольга Синицына является практикующим учителем-логопедом, олигофренопедагогом и специалистом в области прикладного анализа поведения (АВА). В 2002 г., после окончания Уральского Государственного педагогического университета, она начала работать с детьми, у которых наблюдались тяжелые речевые, двигательные и психические нарушения. Работа проходила в рамках госсистемы, и Ольга понимала: услуги, которые она оказывает, можно предоставлять на принципиально другом уровне. В 2017 г. она зарегистрировала ИП и открыла частный логопедический центр в Нижней Туре. В 2019 г. вместе с семьей Ольга переехала в Екатеринбург, где открыла еще один логопедический центр «Говорить интересно». За время работы через лечебное учреждение прошло более 1000 детей – всем им помогли выйти на новый уровень развития речевых, психический и двигательных навыков.

Ольга Синицына
«Меня вдохновляют успехи детей и слезы счастья их родителей. Видя это, я понимаю, что тружусь во благо».
Об управлении командой:
«Я считаю, что нет женского или мужского стиля управления. Есть просто отличный управленец, и неважно кто он – мужчина или женщина».

О кризисах:

«Нет сложных ситуаций, есть просто задачи, которые нужно решить. Для осмысления ситуации нужна одна ночь, к утру выстраивается план действий».

О буднях:
«Я трудоголик по жизни! Но это мне не мешает совмещать бизнес и семью. Семья - это источник моего вдохновения. Я обожаю проводить время в кругу семьи. В свободное время мы выезжаем на природу, зимой катаемся на сноуборде и лыжах, ходим в бассейн. Также мы любим вместе планировать дальнейшее развитие моего логопедического центра «Говорить интересно»


Екатерина Циперсон
Екатерина Циперсон, основатель сети EMS фитнес-студий BODYFIT. Более 20 лет работала в сфере оптово-розничной торговли и имела собственный бизнес. В 2017 г. продала его и начала жизнь с нового листа. Благодаря этому смелому шагу, в Екатеринбурге открылась франшиза EMS фитнес-студии «JammFit». В 2020 г. компания выкупила у конкурентов имя «BODYFIT», провела ребрендинг. Сейчас в студиях ведут занятия по EMS фитнесу. Это короткая 20-минутная тренировка со специальным оборудованием, которая по своей эффективности равна двум часам в обычном тренажерном зале. Основная миссия BODYFIT: привить любовь к фитнесу и ЗОЖ как можно большему количеству людей и доказать, что спорт совместим даже с самым напряженным графиком. EMS-тренировки направлены на сохранение самого главного человеческого ресурса – времени. Кроме того, они помогают полюбить спорт и обрести фигуру мечты. Более трех тыс. клиентов BODYFIT уже доказали это своим примером.
Помимо EMS-тренировок, в студии проводят и более классические занятия – стретчинг и пилатес. Эксперты BODYFIT оказывают услуги по диетологическому сопровождению клиентов. В штате есть опытные массажисты. Екатерина своим примером демонстрирует, насколько могут быть эффективны EMS тренировки. С их помощью Екатерина похудела на 15 кг, полюбила фитнес и ПП и включила тренировки в свой сложный график.
«Люблю побыть в одиночестве и посвятить время себе: спа-процедуры, спорт, просмотр хорошего фильма, чтение. Обычно одного дня хватает на восстановление сил, и можно дальше двигаться к намеченным целям».
О женском и мужском стилях управления:
«На мой взгляд, женщины больше внимания уделяют цифрам и мелочам, более выносливы и устойчивы к стрессовым ситуациям. Мужчины чаще это делают «крупными мазками» и не любят внедрятся в мелочи бизнес-процессов».

О кризисах:
«Обычно в сложных ситуациях я мобилизую все свои силы и команду, мы проводим мозговой штурм, ССП, внедряем изменения и двигаемся дальше. За последний год было достаточно много новых вызовов- от кассовых разрывов до оттока клиентов – но я воспринимаю сложности как возможность измениться. Так, к примеру, в этом году мы полностью поменяли свою концепцию и стратегию продвижения, запустили новые направления и расширили предложения для клиентов, а сейчас запускаем новый синергичный проект – Академию BODYFIT».

О совмещении ролей:
«Мне помогает тайм менеджмент и четкое планирование всех дел. Ежегодно мы с мужем пишем семейную стратегию: как будут развиваться наши дети, кто какими вопросами занимается, планируем отпуска и поездки».

Анна Яковенко, предприниматель, основатель проекта по деловому этикету и имиджу Iloveetiquette, сооснователь семейного бизнеса по производству индивидуальной мебели Apexfurneture. Мебельная компания стала первым активом в бизнес-портфеле Анны Яковенко. Apexfurneture была основана в 2016 г. при поддержке супруга Анны, обладающим внушительным опытом в производственной сфере и нескончаемым желанием иметь собственный бизнес. Изначально семья занималась продажей готовой мебели, затем открыли небольшое производство. За 6,5 лет компания выросла из небольшого цеха и превратилась в полноценное производство, размещающееся на площади в 770 кв. м. Apexfurneture сегодня — это производство индивидуальной мебели полного цикла. В 2022 г. супруги обновили парк оборудования. Это позволило брать еще больше заказов, в том числе для частных интерьеров и ресторанов. По словам Анны, она любит работать как с индивидуальным заказом, так и с корпоративным. В первом случае предметы интерьера отражают характер заказчика, во втором — имидж собственника.
Проект по деловому этикету I LOVE ETIQUETTE был создан в 2021 г. Его главные задачи — помощь в построении правильных бизнес-коммуникаций и обучение искусству самопрезентации, которое позволяет добиваться высоких результатов в бизнесе.

Анна Яковенко
«В моменты кризиса важно «перевести дух», снять эмоциональное напряжение и продолжать принимать решения. В трудном 2022 г. я, например, много рисовала. Это помогло мне прожить трудный период».
О женском и мужском стилях управления:
«Женщины по своей природе хранительницы очага, поэтому часто компании строятся по семейному типу взаимоотношений и принятия решений. Женщины больше заботятся о подчиненных, это заложено природой».

Об управлении командой:
«С самого начала карьерного пути я общаюсь в деловой среде с мужчинами. Считаю, что управлять мужчинами легче, чем женщинами. Последние бывают более эмоциональны и склонны к конфликтам. В тоже время, женщины более устойчивы к изменениям и хорошо справляются с многозадачностью, нагрузками в виде командировок, и хорошо ведут переговоры, так как обладают Soft skill's и эмпатией. Одним словом, гендерное разделение – это не более, чем условность и определенные особенности в коммуникации. Я считаю, что женщины и мужчины способны усиливать друг друга и получать бОльший результат. Есть успешные мужчины, есть успешные женщины. Все зависит от самой личности».

О гендерных стереотипах:
«Часто можно услышать, что за успешным мужчиной стоит мудрая женщина. Так и есть, и эта женщина знает чего хочет, потому как способствует развитию бизнеса мужа/либо находится в партнёрстве. Это особый предпринимательский тип, когда мужчина и женщина в бизнесе и ещё оба предприниматели. В семье главные роли отведены обоим участникам. Как в быту, так и при построении бизнеса. Я это говорю так уверенно, потому что свой бизнес с супругом мы открывали «с нуля», вместе переживали и проходим кризисы и самое ценное, мы всегда поддерживали друг друга. Мы самовоздвиженцы, поэтому я всегда испытываю веру, уважение к мужу, это помогает преодолевать. Вера друг в друга-это ключ».

О вдохновении и мотивации:
«Мне помогают спорт, природа, танцы, семья и путешествия. Даже небольшое путешествие помогает посмотреть на проблемы с другой стороны, перевести их в задачи и наметить планы их решения. При этом, не обязательно выезжать за границу. Путешествия по Уралу очень привлекательны. Во-первых, они доступны. Во-вторых, инфраструктура местных проектов развивается год за годом, а красота природы захватывает дух. Важно здесь не далеко уехать, а дать своему телу и голове расслабиться, а это при желании можно сделать и за 50 км и за 5000 км. Я заметила у себя тенденцию эффективности отдыха на 2-3 дня, смена картинки и важное-убрать гаджеты».


Екатерина Аникина
Екатерина Аникина, основатель клиники эстетической медицины Estetic Clinic. Игроком бьюти-рынка Екатеринбурга Екатерина стала в 2020 г., но косметология давно интересовала героиню – в этой сфере деятельности можно безгранично развиваться в плане сервиса, маркетинга и продаж. Не покидало Екатерину и желание делать жизнь людей лучше и красивее с помощью современных технологий. На сегодняшний день 2 филиала Estetic Clinic оборудованы по последнему слову техники. Штат компании – опытные врачи-косметологи, дерматологи со стажем работы от 10 лет. Миссия Estetic Clinic – «Мы поддерживаем Вас на Пути к уникальной красоте. Деликатно, профессионально, с любовью». Кроме того, у клиник есть удобная парковка и система лояльности для клиентов.
«Каждый человек может делать выбор в пользу той или иной роли. Я решаю, кто я сегодня: руководитель, ответственный за стабильный рост организации или любящая мама, целующая своих детей».
О женском и мужском стилях управления:
«Женское и мужское руководство различаются. Женские преимущества: эмпатия, интуиция, умение найти компромисс. Если вы видите бизнес с элегантными, продуманными деталями, в котором достигнута гармония и баланс – за ним стоит женщина. При помощи «мягкой силы» женщина, порой, может достичь таких результатов, которых нельзя добиться традиционным «мужским напором».

О кризисах:
«К каждой сложной ситуации я отношусь, как к точке роста. Всегда продумываю, что необходимо сделать, чтобы минимизировать риски и не допустить повторения ситуации в будущем. Проактивность - навык, который помогает мне расставлять приоритеты и не поддаваться импульсивным реакциям. Самое главное – помнить, что из любой ситуации есть выход».

О делегировании бытовых функций:
«Для меня уборка – это медитация, помогающая структурировать мысли. Во время уборки я наполняю пространство нужной мне энергией. У меня был опыт делегирования этой задачи, но я поняла, что я не готова и не хочу пускать посторонних к себе в дом. А вот приготовление еды - это не моё. Я делаю это только тогда, когда у меня есть особое желание. В остальных случаях я могу легко делегировать этот процесс ресторану или кафе, приобретая готовые блюда. Что касается детей: уроки с ними делает бабушка, и все получают от этого только положительные эмоции».

Оксана Луканина, совладелица детского сада Wonderland, сделанного по мотивам сказки «Алиса в стране чудес». Wonderland – семейный бизнес, создателем и идейным вдохновителем которого стала мама Оксаны. Изначально детский сад представлял собой семейный творческий центр. Позже, в 2020-м появился и сказочный детский сад. Для детей разработали игровую методику, по которой проходят занятия. Инновационная система позволяет вовлечь детей в процесс образования и не вызывает отторжения от знаний. Коллектив Wonderland – это увлеченные педагоги, которые помогают детям в исследовательской и творческой деятельности и всегда готовы поддержать инициативу. Небольшие группы – по 10-12 человек – позволяют уделять внимание каждому ребенку, учитывать его характер и природные способности, видеть и поддерживать таланты. В детском саду есть собственная арт-мастерская, хореографический класс, художественная студия, вокальная школа, английский, шахматы и т.д.

Оксана Луканина
«Возможно это старомодно, но я на первое место всегда ставлю своего ребенка и семью, а только потом бизнес. Поэтому я и сосредоточила сейчас максимум внимания на детском направлении, мне как маме маленького ребенка это сейчас особенно близко».
О женском и мужском стилях управления:
«Отличия существуют. Возьмем, к примеру, дисциплину. Я убеждена, что дисциплина в женском проявлении – красивая и приятная. Ее можно отслеживать не только в денежном выражении, но и по уровню удовлетворенности своим делом».

Об управлении командой:
«У меня был опыт управления мужчинами в строительном бизнесе. Со всеми можно договориться, но важно работать с теми, с кем вы сочетаетесь по ценностям».

О кризисах:
«Я практикующий психолог-сексолог и это не только про секс, а в целом про образ жизни и удовольствие от процессов. Я профессионально работаю с нервной системой и экологичным проживанием стрессов, в том числе с самой собой и своей командой. Главное для развития бизнеса - стабильное состояние команды, педагогов и всех, кто развивает проект. Я поддерживала команду во время пандемии, когда деятельность садиков была вынуждено приостановлена. Мы не растерялись: перешли в онлайн-формат занятий и поддерживали детей и родителей».

О работе со стрессом:
«Я создала крутой аудио-квест с эффектом ментального спа, который постоянно использую для себя. Он позволяет включить фантазию, пробудить все органы чувств и изменить восприятие жизни. Главная задача квеста – выйти из автоматизма и узнать, что вас действительно радует».


Екатерина Кудряшова
Екатерина Кудряшова, владелица компании электротоваров «Да будет Свет». Бизнес был запущен в 2003 г. В это время супруг Екатерины Дмитрий Кудряшов открыл небольшой магазин, который специализировался на продаже электрики и составляющих электромонтажа (кабель, счетчики, щиты, розетки, выключатели, лампочки, светильники и т.д.). Торговую точку даже посещала китайская делегация, в состав которой входили представители поставщиков электромонтажных изделий. После, в 2007 г., в рамках Всероссийской программы «Национальное достояние -2007» Дмитрий Кудряшов был номинирован на награждение Орденом «Держава», который вручается за честь и благородство, за самоотверженное служение Великой России. За вклад в экономическое и социальное развитие РФ супругу Екатерины было присвоено звание члена- корреспондента Международной Академии Общественных наук. В 2018 г. руководство магазином «Да будет свет» перешло в руки Екатерины.
«Важно быть той женщиной-руководителем, за которой последуют все: партнеры, команда, покупатели».
О женском и мужском стилях управления:
«Женский стиль управления отличается от мужского. Я гибче и корректнее взаимодействую с партнерами, с коллегами. Для меня важно, с каким настроением после нашей встречи человек пойдет выполнять планы. Мне бы хотелось, чтобы план выполнялся с душой. Тогда и покупатели будут чувствовать, что его задача в нашей кампании выполняется индивидуально».

Об управлении командой:
«Мне больше приходится взаимодействовать с мужчинами – они занимаются электромонтажом. В коммуникации с мужчинами-специалистами важно уметь держать баланс управления. Я предлагаю варианты и пути решения задач и слушаю их варианты. Вместе мы приходим к оптимальному результату».

О вдохновении:
«В бизнесе меня вдохновляет супруг. Я часто думаю о том, какое бы он принял решение в той или иной ситуации. Вдохновляют, конечно, и люди – наши покупатели. Слова благодарности за правильно подобранный свет, за профессионализм мне особенно дороги».

О делегировании:
«В современным мире женщина может совмещать роль руководителя и хранительницы семейного очага. Можно правильно расставлять приоритеты на каждый день и в зависимости от этого делегировать определенные функции. Но, например, при воспитании дочери я намеренно отказалась от няни. Она была со мной всегда, если не было возможности пойти в детский сад или школу».

Ольга Затулинская, основатель и идейный вдохновитель бренда AIRY CANDLES. Компания была создана три года назад. Профиль деятельности: изготовление свечей ручной работы, автопарфюмов и диффузоров. Главный принцип работы Ольги Затулинской: использовать только натуральные ингредиенты. Развитие компании шло постепенно: изначально Ольга и ее команда заявляли о себе на различных выставках и маркетах – по сей день компания находит таким образом все новых и новых поклонников бренда. Сейчас бренд AIRY CANDLES представлен во всех крупных городах России — в Москве, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Перми, Красноярске, Новосибирске, Уфе, Самаре, Омске, Воронеже, Ростове-на-Дону, Сочи, Краснодаре, Волгограде. Продукция бренда продается в магазинах «Золотое яблоко», «Летуаль», а также на OZON, в ТИХВИНЪ СПА и WORLD CLASS. За 2022-2023 г.г. компания реализовала 11 тыс. свечей, 9 тыс. диффузоров, 8 тыс. ароматов для автомобиля и 6 тыс. твердых духов.

Ольга Затулинская
«Я всегда наблюдаю за успешными предпринимателями для расширения мышления и много читаю. Не духовно-психологическую или управленческую литературу, а классику. Мозг переключается, отдыхает, а верные решения приходят сами».
О женском и мужском стилях управления:
«На мой взгляд все зависит от внутренней организации и мышления, а не от гендера. Кто - то готов рисковать и принимать яркие креативные решения, продвигающие бизнес вперед. А кто - то действует более обдуманного и стратегически и другим путём походит к успеху. Но женщине-предпринимателю сложнее, так как она в первую очередь хранительница домашнего очага, мама и только потом уже руководитель».

О кризисах:
«Последний год научил гибкости. Мы работаем на европейских материалах и стекле. Наши поставщики отказались сотрудничать с российскими компаниями. Быстро найти новых партнеров – та еще задача. Приходится внимательнее смотреть по сторонам и замечать то, чего не видел раньше. По первому образованию я антикризисный менеджер, и умение планировать процессы на долгосрочную перспективу, помогло нашей компании найти новых контрагентов».

О жизненном балансе:
«Когда-то я поставила себя на первое место. Я не откладываю время для себя на вечер или на «потом». Мой день начинается с времени для себя: йога, растяжка, чтение, и в новый день я уже иду из состояния любви и радости. Это помогает оставаться в состоянии баланса».

Марина Анисенкова
Марина Анисенкова, владелица и руководитель event-агентства для бизнеса «В центре событий». До запуска собственного дела семь лет проработала в рекламном агентстве полного цикла и прошла путь от менеджера до коммерческого директора. Это позволило Марине глубоко познакомиться со всеми рекламными продуктами и услугами. Однако больше всего героиню привлекала организация мероприятий для бизнеса. Так, в 2014 году появилось event-агентство «В центре событий», клиентами которого являются крупные федеральные и региональные компании: СБЕР, UBER, Microsoft, УБРиР, Softline и др. С 2014 г. компания Марины Анисенковой организовала более 800 успешных проектов в 25 городах страны.
В течение последних 11 лет «В центре событий» организует конференции, презентации, деловые завтраки и другие бизнес-мероприятия в рамках международной выставки «ИННОПРОМ».
Сама Марина называет себя «играющим тренером», потому что кроме руководства агентством, часто погружена в детали мероприятий, которые создает ее команда, и участвует в подготовке событий.
«Тот, кто умеет управлять впечатлениями и эмоциями, тот может управлять миром. Именно поэтому я создаю такие мероприятия, которые приносят эмоции и результат».
О женском и мужском стилях управления:
«Руководитель» — это профессия и насколько профессионально человек выполняет свою работу должно зависеть не от пола, а от опыта, квалификации, набора различных навыков и личной харизмы».

О кризисах:
«Организация мероприятий для бизнеса – это одна из наиболее чувствительных к кризисам сфер. Оглядываясь назад, я понимаю, что именно благодаря сложностям 2022 г., у меня наконец-то нашлось время для того, чтобы проработать программу продвижения агентства, сделать полный ребрендинг, начать описывать портфолио, заняться личным брендом. Моя сильная сторона – это репутация, связи, опыт, решительность и готовность к изменениям. Именно они помогли «перезагрузить» агентство и войти в 2023 год с новым опытом».

О вдохновении и источниках силы:
«В своей работе я вдохновляюсь эмоциями людей, общением, путешествиями и интересными мероприятиями. Мне важно, чтобы наша команда создавала атмосферу для позитивных и созидательных впечатлений. А от профессионального и эмоционального выгораний меня защищает то, что я действительно люблю свою работу, у меня есть довольно большие планы по саморазвитию и развитию агентства, очень люблю путешествовать и жду с нетерпением новых поездок».